Уважаемая Людмила Валентиновна!
Уважаемые депутаты Законодательного Собрания!
Оценивая итоги работы за 2019 год, хочу отметить, что задачи, определённые Президентом России и Министерством внутренних дел Российской Федерации в качестве приоритетных, в основном выполнены, контроль за обстановкой в регионе не утрачен. Их успешной реализации в значительной степени способствовало взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти, правоохранительными и контролирующими ведомствами, населением.
Продолжена реализация ранее принятых Законодательным Собранием области региональных законов, направленных на профилактику правонарушений, защиту нравственности и здоровья несовершеннолетних
Совместно с органами власти всех уровней выполняются мероприятия государственной программы «Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 05.04.2017 № 229-ПП.
Важной составляющей в успешной работе правоохранительной системы является поддержка органов власти области в реализации программ, направленных на укрепление материально-технического обеспечения полиции.
В 2019 году заключено Соглашение на сумму 150 млн. руб., в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации по материально-техническому обеспечению деятельности полиции Главного управления.
В текущем году законом «Об областном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» в рамках государственной программы Свердловской области «Обеспечение общественной безопасности на территории Свердловской области до 2024 года» предусмотрены мероприятия по ремонту 24 участковых пунктов полиции в Екатеринбурге и Березовском.
В решении вопросов обеспечения открытости и публичности деятельности полиции особое внимание уделяется работе с обращениями граждан. Принято свыше 1 миллиона 200 тысяч сообщений о происшествиях (+6,2%, 1 206 587).
Динамичное развитие получило взаимодействие с институтами гражданского общества. Организовано проведение социально значимых акций («Не дай себя обмануть», «Безопасное колесо», «Сообщи, где торгуют смертью» и др.).
В рамках информационного сопровождения деятельности полиции в центральных и региональных средствах массовой информации, на информационных ресурсах Интернета опубликовано около 40 тысяч материалов (39947).
Сегодня наряду с подразделениями полиции активное участие в обеспечении правопорядка принимают общественные формирования.
Для обеспечения безопасности граждан при проведении массовых мероприятий привлекалось практически 46 тысяч представителей общественных объединений. При их содействии раскрыто 127 преступлений, а при непосредственном участии выявлено и пресечено 482 административных правонарушения.
Одновременно развивалось сотрудничество с Общественными советами при органах внутренних дел. С их участием проводятся информационно-пропагандистские акции, «круглые столы», семинары, посещаются места принудительного содержания граждан.
Партнерские отношения здесь, безусловно, нужно развивать и дальше, в том числе в целях укрепления правового сознания общества. Тем более, что готовность граждан к сотрудничеству – один из основных показателей доверия полиции.
Результаты изучения общественного мнения демонстрируют положительную динамику роста доверия граждан к органам внутренних дел области. Достаточно высоко оценили работу полиции жители региона по итогам опроса, проведенного в 2019 году, по результатам которого на 4% больше респондентов положительно оценили деятельность органов внутренних дел, чем годом ранее.
В рамках совершенствования системы госуправления решаются вопросы дальнейшего улучшения качества и доступности предоставляемых территориальными органами МВД России государственных услуг (оказано 2 891 823), в том числе в электронном формате (866 281).
Согласно проведённому мониторингу 97% потребителей оценивают их положительно.
Активно продвигались возможности получения государственных услуг в филиалах многофункционального центра Свердловской области по линии ГИБДД и Управления по вопросам миграции.
Несмотря на всю сложность стоящих перед Главным управлением задач, нами в полной мере обеспечен контроль за оперативной обстановкой.
На должном уровне организованны мероприятия по обеспечению безопасности в ходе проведения имиджевых и стратегически важных событий, таких как промышленная выставка «ИННОПРОМ», глобальный саммит по производству и индустриализации GMIS-2019, Чемпионат мира по боксу и многие другие.
Значительные силы и средства полиции в прошлом году были задействованы при обеспечении безопасности более 6,5 тысяч общественно-политических и иных публичных мероприятий, в которых приняло участие практически 7 млн. человек.
В течение года были локализованы попытки несанкционированных выступлений со стороны, так называемой, «несистемной оппозиции».
Во многом спокойствие наших сограждан, их уверенность в безопасности, определяются состоянием уличной преступности.
На её изменения реагировали путем манёвра силами и средствами, использования передвижных постов полиции, средств видеонаблюдения АПК «Безопасный город», проведения целевых профилактических мероприятий.
В результате предпринятых мер не допущено осложнения криминогенной обстановки в общественных местах и на улицах.
Меры по повышению оперативности реагирования на сообщения о происшествиях способствовали раскрытию более 6 тысяч преступлений, совершенных на улицах.
В целом весь комплекс принятых мер положительно сказался на состоянии оперативной обстановки. Снижено число совершенных убийств
(-2,4%, 285), фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью
(-12,6%, 734), в том числе повлекших смерть потерпевших
(-14,0%, 148), изнасилований (-30,6%, 170), разбойных нападений (-17,3%, 235), грабежей (-2,2%, 1612), вымогательств (-16,7%, 80), краж из квартир граждан
(-6,2%, 1149) и транспорта (-11,2%, 731).
В тоже время отмечу, что и в самой структуре преступности происходят изменения.
Сегодня каждое десятое регистрируемое преступление – это мошенничество (+37,3%, 6395), более половины из них совершены
с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (+65,7%, 3589).
Зачастую потерпевшими от преступных посягательств становятся граждане пожилого возраста. Так, из общего количества потерпевших от высокотехнологичных преступлений 30% (1101) - граждане указанной категории.
С учётом широкого распространения данных технологий нам требуются дополнительные усилия по защите имущественных интересов граждан.
В МВД России было принято решение о создании в структуре министерства подразделений, которые будут специализироваться на противодействии преступлениям, совершаемым с использованием IT-технологий.
Ведется ежедневная, кропотливая работа по профилактике данного рода преступлений с привлечением средств массовой информации. В минувшем году был проведен ряд мероприятий с участием СМИ и представителей заинтересованных ведомств и организаций.
С целью профилактики проводятся масштабные информационные акции «Не дай себя обмануть» и «Осторожно: мошенники», в рамках которых особое внимание уделяется людям пожилого возраста.
Последовательно реализуются меры по повышению результативности раскрытия преступных деяний.
Должен отметить, что в прошлом году раскрыто свыше 30 тыс. преступлений.
Возросла результативность раскрытия преступлений по «горячим следам» (+4,7%, 22979).
Остается стабильно высоким процент раскрываемости тяжких и особо тяжких преступлений против личности (96,8%), убийств (93,1%), тяжкого вреда здоровью (97,2%), изнасилований (99,4%), разбоев (87,3%) и грабежей (81,4%), по которым эффективность нашей работы значительно выше среднероссийских показателей.
Во многом этому способствовало внедрение в практику новых методов и средств обнаружения и изъятия следов на местах происшествий.
С использованием криминалистических и оперативно-справочных учетов раскрыто более 50% преступлений.
Нами проделан большой объём работы по пополнению банков данных дактилоскопической и генетической информации, расширению спектра проводимых экспертиз и исследований.
При тесном взаимодействии с сотрудниками Следственного комитета раскрыт ряд тяжких преступлений, получивших широкий общественный резонанс.
Как показывает практика, максимальная эффективность превентивных мер достигается за счет индивидуальной профилактики. И здесь основная нагрузка ложится на участковых уполномоченных полиции. Во многом благодаря участковым на 9% сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений на бытовой почве (-8,6%, 181).
Отдельная категория, подлежащая контролю со стороны полиции, – ранее судимые.
Всего на учетах участковых уполномоченных состоит практически 14,5 тысяч лиц (14447), из которых 4,5 тысячи (4493) – находятся под административным надзором.
Применение данного института позволило достичь определенных положительных результатов. Вместе с тем, ранее судимыми лицами совершается более трети (37,3%) всех преступлений (-8,6%, 12208).
Необходимо отметить то, что одними надзорными полномочиями данную проблему не решить. Необходимо задействование всех субъектов профилактики для социальной адаптации указанной категории граждан, их профессионального обучения и трудоустройства.
Ежегодно Главным управлением поднимается проблема противодействия преступности в состоянии опьянения.
Несмотря на принимаемые меры число преступлений, совершённых в алкогольном опьянении, остается достаточно высоким (-7,3%, 12120).
Подавляющее большинство убийств и причинений тяжкого вреда здоровью является следствием «пьянства» (убийств – 87,9%, причинений тяжкого вреда здоровью – 85,5%, в том числе повлекших смерть – 89,2%).
Первопричиной сложившейся ситуации является достаточно высокий уровень потребления алкогольной продукции, в том числе сохраняющийся значительный поток доступного алкоголя, поступающего в нашу область из других регионов (Республики Казахстан, Северо-Кавказского федерального округа).
Противодействуя этому злу, органами внутренних дел области проведен комплекс дополнительных мероприятий по декриминализации незаконного оборота алкогольной, спиртосодержащей продукции и этилового спирта.
С начала года пресечена деятельность 14 подпольных цехов по производству суррогата.
Ущерб государству от указанной противоправной деятельности превысил 64 миллиона рублей.
На сегодня актуальным остается и вопрос создания учреждений по оказанию помощи лицам, находящимся в тяжелой степени опьянения и утратившим способность самостоятельно передвигаться (медвытрезвители).
В центре внимания всех субъектов профилактики постоянно находится подрастающее поколение. В прошедшем году адресной работой были охвачены свыше 4 тысяч ребят, состоящих на учёте за различные правонарушения (4073).
С целью предупреждения правонарушений и преступлений, совершенных как в отношении данной категории лиц, так и ими, в октябре мною дано поручение о закреплении шефами-наставниками сотрудников территориальных органов МВД России на районном уровне Свердловской области из числа начальствующего состава за несовершеннолетними, состоящими на профилактических учетах в подразделениях по делам несовершеннолетних.
На постоянной основе проводятся целевые мероприятия как по всей области, так и на отдельных её территориях.
В целях предупреждения и пресечения безнадзорности несовершеннолетних в период зимних школьных каникул по аналогии с прошлым годом проведено ОПМ «Комендантский патруль».
К работе в рамках мероприятия, для достижения максимального результата, привлекались представители заинтересованных субъектов системы профилактики: комиссии по делам несовершеннолетних, органы: социальной защиты, образования, опеки и попечительства, здравоохранения и по делам молодежи.
Результатом проводимой работы стало снижение на 6,6% уровня подростковой преступности (с 2102 до 1963), удельный вес которой составил 6,0%.
Крайне важным остаётся вопрос защиты прав и законных интересов детей.
Только в прошлом году в поле зрения полиции находилось 3665 родителей, не исполняющих должным образом обязанности по воспитанию и содержанию детей.
К административной ответственности за нахождение детей на улице в ночное время привлечено 2358 родителей или иных законных представителей.
В прошедшем году нами был продолжен курс на расширение административной практики, как одной из наиболее действенных форм профилактического воздействия.
В результате пресечено более 4 миллионов 270 тысяч правонарушений.
Наложено штрафов на сумму свыше 3 млрд. 015 млн. рублей.
Взыскано более 2 млрд. 160 млн. рублей.
Активно применяются меры в отношении неплательщиков штрафов.
В ходе трех этапов оперативно-профилактического мероприятия «Должник» в бюджетную систему Российской Федерации взыскано свыше 42 млн. рублей, задолженность погасили 43 935 человек.
Рычагом повышения эффективности работы стало заключение Соглашения о передаче сотрудникам полиции полномочий по составлению административных протоколов в рамках исполнения регионального законодательства.
В период с сентября по декабрь 2019 года пресечено 1 323 правонарушения, предусмотренные Законом Свердловской области № 52-ОЗ.
Наложены административные штрафы на сумму 550 350 рублей.
В приоритетном порядке решались задачи по противодействию незаконному обороту оружия.
Принятыми мерами, практически на четверть сократилось число зарегистрированных преступлений, совершенных с применением и использованием огнестрельного оружия (-22,2%, 91).
В сфере незаконного оборота оружия сотрудниками полиции выявлено 503 преступления. Из незаконного оборота изъято 146 единиц огнестрельного оружия, более 6,5 тысяч боеприпасов (6524).
В целях реализации Стратегии государственной антинаркотической политики выполнен комплекс мер по противодействию незаконному обороту наркотиков, сокращению предложения и спроса на них.
Число преступлений, совершенных в состоянии наркотического и токсического опьянения, сократилось на 19% (140).
Вместе с тем, ситуация в области, связанная с потреблением этой отравы, продолжает оставаться сложной. На учете в органах здравоохранения состоит почти 6 тысяч (5905) наркопотребителей.
Каждое десятое из регистрируемых в регионе преступлений, совершается в сфере незаконного оборота наркотиков (5765). Пресечена деятельность
66 наркопритонов.
Из незаконного оборота сотрудниками органов внутренних дел изъято свыше 190 килограмм наркотических средств, из них почти 140 килограмм «синтетики» и более 2 – героина.
«Львиная часть» зелья реализуется через Интернет (95%). В 90 процентах случаев при расчетах используется криптовалюта. Это значительно затрудняет возможность идентифицировать наркосбытчика.
В целом в минувшем году совместно с Роскомнадзором закрыт доступ к 44 так называемым Интернет-магазинам, предлагавшим наркотические средства.
Борьба с незаконным оборотом наркотиков – не только задержание наркокурьеров, изготовителей и торговцев, но и профилактика этого явления, формирование в обществе стойкого непринятия наркопотребления. Что предполагает обязательное участие в такой работе всех заинтересованных ведомств, структур, общественных формирований под эгидой областной антинаркотической комиссии.
В целях раннего выявления несовершеннолетних, допускающих потребление запрещенных веществ, необходимо продолжить существующую практику добровольного тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях.
Активизировать мероприятия по выявлению и пресечению рекламы сайтов, распространяющих наркотики.
Крайне важной задачей в обеспечении экономической безопасности региона является защита всех субъектов предпринимательской деятельности.
Сотрудниками органов внутренних дел выявлено практически
2 тысячи (1947) преступлений экономической направленности. На их долю приходится чуть менее 90% от всех выявленных преступлений данной категории.
В организации данной работы акцент был сделан на борьбу с тяжкими и особо тяжкими посягательствами.
Совместно с коллегами других правоохранительных и надзорных органов области активнее работали по выявлению квалифицированных коррупционных преступлений (+3,3%, 402) и в том числе фактов взяточничества (+20,0%, 126).
Продолжена работа по защите потребительского рынка региона, в том числе по вопросам оборота контрафактной и недоброкачественной продукции.
Выявлено 69 преступлений налоговой направленности, из них 68 –
в крупном размере (+6,3%).
По линии противодействия организованной преступности основные усилия были сосредоточены на пресечении деятельности преступных групп и сообществ, в том числе сформированных на этнической основе.
К уголовной ответственности привлечено 186 участников организованных групп (+16,1%) и 17 – входящих в этнические ОПГ.
В числе угроз внутренней безопасности государства всё более заметную роль играет незаконная и неконтролируемая миграция.
Чтобы обозначить масштабы протекающих миграционных процессов, отмечу, что за прошлый год в Свердловской области на миграционный учет поставлено 381,5 тысяч иностранных граждан.
В этой связи во взаимодействии с другими органами государственной власти проводятся совместные оперативно-разыскные и профилактические мероприятия, целевые операции. Ведётся активная работа по выявлению в миграционной среде лиц, причастных к экстремистской и террористической деятельности, пресечению фиктивной регистрации мигрантов.
За 2019 год в рамках миграционного контроля за пределы страны выдворено 504 иностранных граждан и депортировано – 240. Трём тысячам граждан других государств установлен запрет на въезд. В отношении более 3 тысяч 700 иностранцев приняты решения о сокращении срока пребывания на территории Российской Федерации.
Выявлено 2 643 преступления в сфере незаконной миграции, в том числе по ст. 322.3 УК РФ (фиктивная постановка на учет) - 2425, по ст. 322.2 УК РФ (фиктивная регистрация) - 211, по ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции) - 7).
По линии иммиграционного контроля и трудовой миграции пресечено 14,5 тысяч административных правонарушений.
Наши приоритеты в обеспечении безопасности дорожного движения определены одноименной Стратегией на 2018-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018г. №1-р.
В минувшем году количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 6,9% (3065), возросло число раненных (+5,5%; 3938) и погибших (+6,3%; 402) в результате ДТП людей.
Основную тяжесть последствий несут ДТП на автодорогах федерального и регионального значения области, на которых погибло 79 и 126 человек соответственно.
По-прежнему актуальна проблема детского дорожно-транспортного травматизма. Более 500 (524; +14,9%) несовершеннолетних получили ранения при ДТП (475; +15,0%) и 14 подростков (-36,4%; АППГ - 22), к сожалению – погибли.
В течение прошлого года на территории области ежеквартально проводились комплексные оперативно-профилактические мероприятия, с охватом наиболее проблемных направлений:
- наезды на пешеходов,
- управление в состоянии опьянения,
- нарушение правил перевозки детей,
- выезд на встречную полосу движения.
В ходе проведения мероприятий пресечено более
140 тысяч нарушений ПДД РФ, в том числе: допущенных пешеходами – более 26 тысяч. Выявлено более тысячи водителей, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения.
Как результат, зарегистрировано снижение количества ДТП с участием водителей в состоянии опьянения на 1% (303 ДТП) и раненных в них людей – на 16,5% (384 чел.).
Всего в области безопасности дорожного движения пресечено более 4 миллионов нарушений, из них 3 миллиона – с помощью средств автоматической фиксации.
На сегодняшний день автоматические комплексы фиксации нарушений ПДД оказывают неоценимую помощь сотрудникам дорожно-патрульной службы.
Нами предлагается совместно с Правительством области продолжить развитие этих систем и расширение географии их использования.
Несмотря на ограниченные возможности федерального и регионального бюджетов, предлагаем не снижать темпы работ по ремонту и содержанию автодорог. Надеюсь на поддержку Правительства области в данном направлении.
Уважаемые депутаты!
В целом считаю, что принятые Главным управлением Министерства внутренних дел меры позволили обеспечить необходимое реагирование на изменения оперативной обстановки и стабильное функционирование органов внутренних дел.
Вместе с тем, мы отчетливо видим свои недостатки и принимаем все необходимые усилия к их устранению. Со всей ответственностью хочу заверить, что в решении данных вопросов приоритетное внимание уделяется соблюдению принципов гласности и открытости.
В моём выступлении очерчен далеко не весь круг задач и проблем. Более предметно мы обсуждали это в ходе расширенного заседания коллегии Главного управления 24 января т.г.
Первоочередные мероприятия на предстоящий период нами выработаны и реализуются.
В наступившем году наиболее ожидаемым событием в жизни региона станет проведение референдума по вопросу принятия поправок в Конституцию Российской Федерации и дополнительные выборы депутатов Законодательного собрания и Дум городских округов.
Задача подразделений ГУ совместно с другими правоохранительными и надзорными органами – обеспечить безопасность в период подготовки и проведения этих значимых мероприятий. Во взаимодействии с избирательными комиссиями гарантировать гражданам реализацию их избирательных прав.
Завершая свое выступление, хочу отметить, что важные и ответственные задачи, возложенные на Главк, решаются нами в тесном взаимодействии как с государственными органами, так и институтами гражданского общества.
Выражаю признательность всему депутатскому корпусу за понимание и конструктивное сотрудничество.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.