Правомерно ли заключение договоров на проведение судебных нарколого-психиатрических и амбулаторных наркологических экспертиз с физическим лицом, выполняющим работы без лицензии на данную деятельность?

Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» определяет правовую основу, принципы организации и основные направления этого вида деятельности в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве,  регламентирует деятельность государственных экспертов и соответствующих учреждений, и допускает в силу статьи 41 указанного Федерального закона к производству экспертизы также и иных лиц, не являющихся штатными сотрудниками государственных судебно-экспертных учреждений, но обладающих специальными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла.

Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[1] лицензирование судебно - экспертной деятельности не предусмотрено, вместе с тем производство ряда судебных экспертиз может осуществляться в рамках видов деятельности, которые подлежат лицензированию.

В силу пункта 46 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ  медицинская деятельность (за исключением деятельности, осуществляемой медицинскими и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Пунктом 10 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинская деятельность – это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от                           16 апреля 2012 г. № 291 утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», и Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность[2].  

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от         11 марта 2013 г. № 121н  установлены Требования к организации и выполнению  работ (услуг) в целях лицензирования[3].  

Согласно пункту 7 Требований, а также Перечню работ (услуг),  составляющих медицинскую деятельность, судебно-психиатрическая экспертиза (однородная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза; комплексная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза; однородная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза) является медицинской деятельностью, подлежащей лицензированию.

Таким образом,  заключение договоров на проведение судебных нарколого-психиатрических и амбулаторных наркологических экспертиз с физическим лицом, выполняющим работы без лицензии на данную деятельность, неправомерно.



[1] Далее – «Федеральный закон № 99-ФЗ».

[2] Далее – «Перечень»;

[3] Далее – «Требования».

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2019, МВД России